Давайте ещё раз посмотрим на схему расходов на медицинские услуги. Большая часть — почти три четверти бюджета — уходит на амбулаторно-поликлиническое лечение. Обычно это консультации с различными специалистами или обращение к терапевту. Вот о них и поговорим.
По нашим данным, на обращение к терапевту приходится порядка 4% бюджета. На консультации пациент обычно излагает суть своей проблемы и просит порекомендовать, к какому именно специалисту идти дальше. Еще 27% бюджета уходит на первичные приемы у профильных специалистов, во время которых пациент опять же рассказывает о своей проблеме и получает назначение на анализы или дополнительные обследования.
Таким образом, в среднем порядка 30% обращений — это первичный прием у врача, который является промежуточным этапом на пути к постановке диагноза. Фактически пациент трижды приходит ко врачу — к терапевту, к специалисту за назначением анализов и к специалисту с полученными результатами анализов — но лечения пока не получает. А иногда случается так, что специалист, посмотрев анализы, понимает, что проблема вне его компетенции, и отправляет к другому врачу. Такая схема не только раздувает бюджет на медицину, но и, что важнее, увеличивает время до постановки верного диагноза и начала лечения. А это иногда бывает критично.
Можно ли решить эту проблему? Безусловно. Подключайте телемедицинские консультации и интегрируйте врача-консультанта в сопровождение пациента. Когда у сотрудника возникнет какая-то жалоба на здоровье, он обратится к консультанту по телефону или в онлайн-чат. Врач, который уже знает историю предыдущих обращений, сможет после уточняющих вопросов сразу направить к нужному специалисту или выписать необходимые назначения до очного приёма.
Мы называем это маршрутизацией пациента: с момента первого обращения он находится под сопровождением специалиста, сразу получает консультацию и необходимую помощь.
По статистике BestDoctor около 15% обращений ограничиваются дистанционной консультацией врача. Пациент получает всю необходимую информацию и уже не нуждается в очном визите. Таким образом можно сэкономить порядка 15% амбулаторно-поликлинического бюджета, или около 5% общего медицинского бюджета.
Отметим, что на западе более 80% компаний включают в страхование телемедицинские услуги. Согласно
исследованию консалтинговой компании Willis Towers Watson, корпоративная телемедицина может сэкономить американским компаниям более $6 млрд в год.